Скандинавский модерн в интерьере. Подбор декоративных элементов: 5 универсальных советов
Скандинавский модерн в интерьере. Подбор декоративных элементов: 5 универсальных советов
Как и любой другой стиль, скандинавский не обойдется без дополнительного оформления.
Мы определили 5 областей или сфер, которые требуют не только отделки или подбора цветовой гаммы, но и дополнительных элементов декора:
- Декоративное оформление стен. Выбирайте дерево, чтобы оформить яркие или наоборот черно-белые фотографии, необычные коряги, композиции из веточек идеально впишутся в скандинавский интерьер. Одну из стен можно сделать грифельной, чтобы каждый день рисовать новые пейзажи или абстракцию, писать напоминания или пожелания на целый день. Повесьте на стену яркие текстильные шторы, имитируя занавес окон или текстильные панели пастельных тонов. Такие дизайнерские ходы помогут выделить определенные зоны, сделать яркие акценты и немного освежить или даже осовременить квартиру или дом. Оформляя стены, не забывайте о растительном принте, который не только сейчас в моде, но и подчеркнет принадлежность скандинавского стиля к природе.
- Использование арт-объектов. И снова не забываем о природных материалах: дерево, камень, глина, это также может быть ковка, изделия из хлопка, льна. Большой деревянный носорог или олень, стоящий в коридоре, дизайнерский торшер с абажуром в технике Тиффани, абстракция из фанеры или гипса, гирлянды из картонных звезд или яркие уличные клумбы на кухне, кресло-качалка на балконе. Не бойтесь выходить за рамки общепринятых правил, просто подхватите дух Скандинавии и попробуйте проявить фантазию.
- Уют по-скандинавски — это и всевозможный текстиль, созданный вручную. Покрывало или скатерть в технике пэчворк, тканые наволочки с норвежским узором, хлопчатобумажные шторы с повторяющимся геометрическим или флористическим принтом, пледы крупной вязки, монохромные половики или дорожки.
- Дополнительное декоративное освещение. Сканди интерьер — это, в первую очередь, простор и свет. Если нет возможности в полной мере наполнить помещение естественным светом, то используйте как можно больше дополнительных светильников: торшеров, бра, конструкций с точечными светильниками. Это могут быть самые простые по конструкции светильники с использованием дерева, ковки, натурального камня. Но самое интересное, что эти светильники можно использовать в качестве декоративных элементов оформления.
- Растения — еще одна особенность стиля. Достаточно расставить растения с сочными зелеными листьями в обычных глиняных горшках и помещение обретет свежесть и натуральность. Создавайте целые цветочные композиции из горшков разного размера и цвета, используйте кашпо, создавайте целый зимний сад.
Скандинавский модерн 50-х годов. История
В конце XIX века в Европе набирает популярность модерн. Возник стиль из идей Движения искусств и ремесел. Члены Движения негативно относились к развивающейся промышленности. Они стремились сохранить традиции в создании материальных предметов и были сторонниками ручного труда. Их взгляды поддержали мастера разных стран. Так, появились разновидности модерна: во Франции развивался ар-нуво, в Германии – югендстиль, Австрии – сецессион.
Пример дизайна в стиле арт-деко
Исторический дизайн интерьера - югендстиль
В 1914 в Дании выпускается журнал Skønvirke. Издание фактически диктовало развитие дизайна и новый стиль гармонично влился в сложившуюся к тому времени скандинавскую эстетику.
Во время Первой мировой войны искусство в европейских странах стало средством передачи социальной активности. Зарождается множество новых течений: баухауз, DeStijl, конструктивизм, функционализм, дадаизм и другие. В Скандинавии в 20-х годах XX века сохраняются основные черты модерна, сочетающиеся с искусством военного времени.
В архитектуре четко прослеживаются черты функционализма, которому был предан баухауз. Недолго просуществовавший дадаизм сильно повлиял на шведский дизайн. Популярный в 20-х годах сюрреализм отразился в философии многих скандинавов.
Скандинавский модерн
Север берет лучшее, что происходит в мире и трансформирует под свои нужды. Дизайнеры сочетают ремесленные традиции с развитием техники. Сказывается и география. Ограниченность ресурсов также повлияла на становление характерных черт.
Объекты создаются под девизом «красивые вещи, которые делают вашу жизнь лучше». Скандинавские страны поддерживают политику демократичного дизайна – красивого и доступного каждому. К середине 30-х северные дизайнеры приходят к балансу между европейскими стилями и ручной работой. Новое направление получает название «мягкого модерна».
Сам термин «скандинавский дизайн» укрепился в 50-х годах, когда в США и Канаде прошла выездная выставка. Интерьер с чистыми линиями в светлых тонах с акцентом на домашнем уюте узнаваем по сей день.
Скандинавы сводят декор к минимуму, сосредотачиваясь на практичности вещей. Светлая палитра обусловлена особенностями климата, коротким световым днем. Основной постулат скандинавского дизайна: домашний интерьер должен быть максимально практичным. Отсюда идет возможность организовать максимально функциональное пространство на небольшой площади, использование долговечной мебели и отделки из натуральных материалов.
Скандинавский модерн. Дом в стиле скандинавского модерна: безграничное пространство
Скандинавские архитекторы были одними из законодателей мод стиля модерн середины прошлого века .
Архитектура того периода отличается простотой линий и стремлением соединить жилую зону с окружающим дом пространством, открыть внутренне пространство на улицу.
Этот дом, построенный в середине 60-х, вобрал в себя все основные черты модерна середины 20 века. Доминирование горизонтальный, прямых и ясно выраженных линий, открытая планировка, отказ от глухих стен и замена их на большие окна. Вконце девяностых готов он был немного обновлен командой архитекторов под руководством шведского дизайнера.
Внутренний уют в окружении натуральных материалов
Это одноэтажный дом площадью 105 м2, который условно можно разделить на две части – зону отдыха, в которой сосредоточены 4 спальни (по две с каждой стороны коридора) и большую открытую гостиную. Прихожая и санузел выступают своеобразной границей между ними.
Сравнивая площади помещений, сразу понимаешь, где собираются проводить основное время жильцы дома.
Спальни достаточно малогабаритны, в них удалось втиснуть кровать и шкаф. В то же время гостиную не стали отделять отстоловой, максимально расширив жизненное пространство.
Гостиная, переходящая в природу
В соответствии с принципами стиля, разрушавшего границу между внутренним пространством дома и внешней средой, в гостиной большие полосы окон визуально продолжают гостиную до самого горизонта.
Немного удивительно, что раздвижные двери (их еще называют французскими), которые уже были широко распространены в середине 60-х, так и остались невостребованными — архитекторы ограничили выход на патио двумя «одиночными» дверьми. Возможно, все же сказались особенности сурового скандинавского климата. Есть еще один вход, с торца, ведущий сразу к спальным комнатам.
которая только частично защищена навесом. Открытый камин на террасе продлевает сезон посиделок на открытом воздухе – и даже когда на улице уже достаточно свежо, возле него тепло и уютно в прохладный вечер. Кстати, решение камина достаточно оригинально, — он симметричен, на террасе и в гостиной, имея общую трубу. Чтопозволило дополнительно освободить еще немного площади.
Мягкость и строгость модерна
Люди часто воспринимаюткак холодный, даже стерильный, хотя дома,в 50-60-х годах, уже не такие жесткие.
Скандинавский стиль модерн сделал дома более органичными, чем в ранних, особенно американских, образцах.
Камин и деревянные панели смягчают общую строгость и холодность модерна. Кроме того, несмотря на большую площадь застекления, архитекторы отказались от окон во всю высоту стены, от крыши до пола, что делает этот дом ближе к традиционным для Скандинавии коттеджам.
Скандинавский модерн архитектура. Финский модерн: истоки и влияния
В связи с вышеописанными условиями финская архитектура того времени испытала на себе влияние целого ряда стилистических направлений: ричардсоновского неороманского стиля (названного по имени американского архитектора Генри Ричардсона (1838-1886)), британского Движения искусств и ремёсел (лидерами которого были Уильям Моррис и Джон Рёскин, выступавшие против индустриализма), а также популярного в Европе «нового стиля», югенда. Уникальный сплав этих трех художественных течений и породил в Финляндии свой особый стиль национального романтизма.
Особое значение при этом имело влияние стиля югенд. Югенд, или ар-нуво, или модерн — это архитектурное движение, зародившееся в континентальной Европе на рубеже XIX–XX вв. и ориентированное на использование живого, пластичного, асимметричного дизайна. Это «юный» стиль, который означает свободу, фантазию и индивидуальность. Представители югендштиля подчеркивали важность применения естественных строительных материалов, очень уважали декоративно-прикладное искусство и часто прибегали к заимствованным из природы и национальной истории орнаментальным мотивам. Для модерна свойственны стилизованные, текучие, криволинейные формы и органические, растительные мотивы, заимствованные из живой природы.
Архитектура модерна, ар-нуво или югендштиля, как его называли в Скандинавии и Германии, представляла собой комплексный подход к дизайну. Сторонники этого направления выступали за то, чтобы искусство пронизывало все стороны повседневной жизни. Отсюда — равноправие всех видов искусства, внимание к деталям, стремление к художественному синтезу. В эту эпоху мастера декоративно-прикладного искусства встают на один уровень с зодчими, поскольку дизайн интерьера видится не менее важным, чем конструкция и внешний облик здания. Мозаичисты, стеклодувы, резчики, кузнецы, художники, краснодеревщики трудятся над созданием цельного, гармоничного жилого пространства. Модерн нашел отражение во всех видах искусства: от архитектуры до моды, дизайна мебели, графики и оформления рекламы.
Поскольку архитекторы того времени уделяли большое внимание индивидуальности, неповторимости своих творений, то и постройки их были весьма разнообразны. При описании финской архитектуры того времени термины « национальный романтизм » и « ар-нуво »/« югендштиль » зачастую используются как синонимы, хотя, строго говоря, югенд скорее относится к зданиям более изящного, европейского стиля, а национальный романтизм — к массивным гранитным постройкам. В то же время во всех этих случаях для архитектуры данного типа характерно наличие башен и природных орнаментов, а главное — новаторство и уникальность идей. Вообще же финский вариант югенда отличается от модного и легкого европейского искусства более широким использованием природных материалов и приземистыми, мощными формами. Изо всех европейских стран наибольшее влияние на формирование этого стиля оказала, пожалуй, Шотландия (и в частности, город Абердин) — страна со схожим климатом и рельефом, где часто бывали финские геологи и зодчие, изучая методы возведения каменных построек. Также финскими архитекторами была воспринята европейская идея «тотального произведения искусства» ( Gesamtkunstwerk ). Как говорил Элиэль Сааринен, « всегда проектируйте предмет, рассматривая его в более широком контексте, осознавая место стула в комнате, комнаты в доме, дома — в окружающей местности, а окружающей местности — в городской планировке ».